Журнал про деньги и не только
Как лидеры помогают команде в стрессе
Чек-лист для руководителя
Руководитель обязан наблюдать за психологическим состоянием сотрудников всё время, а не только в условиях стрессовой ситуации. Пора перестать относиться к эмоциям людей как к чему-то второстепенному. Но в условиях внешней нестабильности от лидера команды требуется ещё больше эмпатии и умения оказать грамотную поддержку.

Татьяна Руппель
Автор
Дмитрий Адушев, эксперт по корпоративной трансформации и руководитель с более чем 18-летним опытом, рассказывал о том, как помочь сотрудникам в период стресса и сохранить эффективность команды.

Когда команде нужна психологическая поддержка?

Эмоции — это топливо для человеческого организма. До определённого момента человек может ими управлять силой воли или за счёт внутренних установок, но если стресс слишком силён, то эмоции выходят из под контроля.

Поведение сотрудника может измениться. Душа компании вдруг делается замкнутым и молчаливым, а тихий интроверт болтает без умолку. Сигналы могут быть незаметными, и именно поэтому руководитель должен наблюдать за членами команды внимательно, ловить малейшие перемены в настроении и поведении, соотносить сегодняшнее состояние с тем, каким оно было неделю назад. Излишне громкий нервный смех, странные шутки, рассеянность внимания, ситуации, когда человек вдруг выпадает из разговора, не слышит, что ему говорят — это всё важные признаки изменения психологического состояния. И повод поговорить с человеком, спросить, что произошло.

Подготовленный руководитель всегда имеет так называемый «ближний круг». Это люди, которые имеют расширенную зону доверия руководителя, и могут ему сообщить о таких вещах, о которых сотрудники боятся или стесняются сказать.
Как работать с длительным стрессом сотрудников?
Сильный стресс приводит не только к потере работоспособности, но и к проявлению психосоматических расстройств, которые в целом окажут негативное воздействие на здоровье. Причем «прятать» в себе страх и беспокойство, делать вид, что всё хорошо, впоследствии отразится еще более серьезными проблемами, и ментальными, и физическими.

Стресс из организма выходит тремя путями: через физическую активность, через дыхание и через осознанность (проговаривание и остановку негативного диалога).

В долгосрочной перспективе для коллектива отличный выход — командный коучинг. К примеру, в компании Adidas психологической поддержкой персонала занимается целое подразделение, считая это приоритетной задачей. Штатные психологи давно работают в 1С-Битрикс, Сбере и т.д. Многие компании включают подобные сервисы в соцпакет.

В условиях удаленной работы отлично себя зарекомендовала такая услуга, как онлайн-поддержка. Сотрудник в любой момент может пройти сеанс с психологом или, скажем помедитировать, - для этого надо лишь войти в приложение с телефона.

Руководитель в данном случае становится ключевым продавцом этой услуги. Нужно постоянно транслировать тот факт, что испытывать стресс – нормально, и чтобы выйти из этого состояния надо говорить – это тоже нормально.

Во-вторых, надо ориентировать людей на более позитивные события и задачи. Часто в трудные времена компании отказываются от корпоративных мероприятий, а ведь это время, когда они просто необходимы сотрудникам. Организуйте совместный забег, тимбилдинг, квиз или любое другое мероприятие, которое позволит команде собраться вместе и переключиться.

К сожалению, бывает так, что под влиянием стресса сотрудник начинает вести себя агрессивно, в команде возникают конфликты. Тогда человеку стоит предоставить выходной, дать ему возможность перевести дух, а потом — познакомить с психологической поддержкой, подыскать коуча или психолога. Очень важно изолировать агрессивных людей из команды, они своим поведением могут заражать других.
Чек-лист по антистрессу для руководителя
Роль руководителя в поддержании и ментального и психологического здоровья сотрудников колоссальна. По большому счету, это человек, играющий в коллективе родительскую фигуру, чью модель поведения перенимают. Поэтому прежде всего руководитель должен заботиться о своем собственном самочувствии. В противном случае лидер не сможет быть полезным в команде.
1
Регулярно работайте с коучем и психологом. Вы должны уметь управлять своими чувствами и эмоциональным фоном. Прокачивайте эмпатию.
2
Выделите время на ежедневный мониторинг самочувствия команды. Выделите и действительно уделяйте этому время.
3
Формируйте открытые и доверительные коммуникации в команде.
4
Создайте условия для психологической поддержки сотрудников и транслируйте ее преимущества. 
5
Направляйте сознание персонала на позитивную активность, чтобы они не провалились в дистресс.
Мир VUCA стремительно трансформируется в BANI. Мы видим, насколько хрупкой становится реальность. Если вы видите, что коллектив находится в раздрае, люди теряют мотивацию, им трудно концентрироваться на работе, первое, что нужно сделать, - выстроить доверительную и прозрачную среду. «Дайте каждому возможность высказаться, - советует Дмитрий Адушев. - Иногда психологические проблемы можно устранить, предоставив человеку возможность быть услышанным, поделиться своими страхами и переживаниями и получить в ответ понимание и поддержку».
Понравилось? Поделитесь с друзьями
И давайте обсудим
Узнавайте первыми о новых статьях
Оставьте свой Email и узнавайте первыми о новых статьях журнала ДВИЖ. Без спама и рекламы.