Журнал про деньги и не только
Как обновление МКБ изменит HR-стратегию
Сотрудник становится центром корпоративных преобразований
1 января 2022 года начала действовать новая версия каталога Международной классификации болезней (МКБ-11), дополненный и принятый на Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве, где под кодом QD85 «прячется» такое заболевание как выгорание. Это означает, что теоретически сотрудники смогут оформлять больничные из-за профессионального истощения. Чтобы снизить риски потерь бизнес уже внедряет программы благополучия сотрудников. Не все идет гладко, немногие компании могут похвастаться позитивными результатами. Обсудим «грабли», на которые наступают HR, внедряющие wellbeing-программы и что предпринять, чтобы их обойти.

Татьяна Руппель
Автор
5 бизнес-мотивов внедрять программы благополучия
Локально можно выделить семь причин, по которым компании направляют свои внимание и инвестиции в программу благополучия персонала.
  • 1
    Оптимизировать финансовую нагрузку
    Ежегодно компании терпят убытки, которых можно было бы избежать. Речь идет о невыходе на работу сотрудников по различным причинам. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова, выступая на III Форуме социальных инноваций регионов, рассказала, что только «за 2018 год из-за предотвратимой нетрудоспособности экономика потеряла 223 млрд рублей».

    Максим Топилин, занимавший в 2018 году пост министра труда и социальной защиты населения, отмечал еще более пессимистичные данные: «По оценкам,
    около 1,5 триллиона рублей ежегодно теряется в результате всех потерь: профзаболеваний, производственных травм, недополученной продукции, издержек Фонда социального страхования на больничных листах».
    Надо заметить, официальная статистика не берет в расчет персонал, которому разрешают в случае недомогания поработать из дома несколько дней без оформления больничного. А таких, как показывают многочисленные исследования, немало.

    Примерно 64% организаций лояльно относятся к вынужденной работе из дома, если сотрудник плохо себя чувствует: 31% руководителей позволяют отсутствовать в офисе от 2 до 4 дней, около 27% участников опроса сообщили, что отпускают на 1 рабочий день, 6% разрешают выполнять свои обязанности из дома в течение 5 и более дней.

    Отсутствие специалиста на работе, ведет к срыву дедлайнов, вынужденному перераспределению трудовых ресурсов и, как итог, к материальным издержкам, которые ложатся на плечи и бюджеты бизнеса. Финансовая нагрузка настолько обременительна, что что компании выгоднее направить средства на внедрение комплексной программы благополучия и профилактировать эти потери.
  • 2
    Усилить идентификацию сотрудника с компанией и повысить уровень его вовлеченности
    Сегодня никто не спорит с фактом, что внутреннее состояние сотрудника коррелируется с его включенностью в работу и погруженностью в процессы. Если команда ощущает заботу работодателя, видит, какие усилия компания прикладывает в создание благополучной среды, она будет проявлять большую самоотдачу, выполняя свои функциональные обязанности.
  • 3
    Профилактировать выгорание и дистресс
    Интенсивность развития корпоративных wellbeing-проектов часто связана с выгоранием управленческого персонала. «На бизнес-премии по управлению персоналом WOW!HR 2020, в рамках которой проекты заботы о сотрудникам выделены в отдельную номинацию, говорили, что инвестировать в программы благополучия начинают, когда выгорает топ-менеджмент», – говорит Лина Стрыгина, партнер компании Energy of team, организатор Wellbeing Forum Central Asia.
  • 4
    Укрепить HR-бренд
    Программы благополучия – это одно из направлений глобальной HR-стратегии. Она действует не только на «внутреннего» клиента (сотрудника), но и на внешнего (кандидата). Компания, развивающая проекты благополучия сотрудников «убивает двух зайцев» - заботится о команде и укрепляет бренд работодателя на рынке труда. Аналитики HeadHunter подтвердили, что 74% работодателей стали получать на 39% откликов на вакансии после того, как запустили проект Employer brand. Число рекомендаций от действующих сотрудников при этом выросло на 25%.

    Порядка 25% участников исследования подчеркнули, что время подбора персонала значительно сократилось.
  • 5
    Привлекать Hipo-кандидатов

    Амбициозные соискатели к выбору работодателя относятся осознаннее. Они не принимают предложение о работе импульсивно. Кандидаты анализируют отзывы бывших сотрудников, корпоративную культуру, изучают перспективы роста внутри структуры. Забота о счастье и благополучии сотрудников, конечно, привлечет в компанию больше способных специалистов.

    У кандидатов с высоким потенциалом, как правило, особая система ценностей. Они хотят строить карьеру, но при этом сохранять баланс работы и отдыха. Чтобы привлечь таких кандидатов, компании придется здорово расширить так называемый «соцпакет» и продемонстрировать им свою заботу.
Wellbeing провалился: ищем точки потерь
Казалось бы, концепция Wellbeing – просто поэзия. Внедрил, осчастливил, наблюдай за прогрессом и почивай на бизнес-лаврах, как говорится. Почему же на деле не у всех получается увидеть эффект от программ, которые внедряют HR?

Лина Стрыгина, директор компании «Центр Организационного Развития «HR Consulting», корень проблем видит в недостаточной проработке «фундамента» проектов. В wellbeing многие приходят сразу на уровень решений, пропуская изучение причин, говорит она. Чтобы измерить эффективность программ благополучия, нужно исследовать состояние команды и заложить систему метрик до проекта.

На деле мотивом часто становится субъективная уверенность специалистов по управлению персоналом в том, что сотрудники устали и их надо взбодрить серией вебинаров.

Лучше подходить к выполнению проектов системно, с пониманием, что только управление знаниями не решит всех проблем. Нужно заниматься здоровьем практически и на разных уровнях».

Директор компании «Корпоративное здоровье» Александр Штульман массовый спрос welleing-программы, которые внедряются людьми, далекими от понимания темы, считает контрпродуктивным.

«Это какой-то пир во время чумы. В отличие от развитых стран, мы пропустили этап внедрения программ, которые помогают решать проблемы работников и бизнеса. Вместо этого компании соревнуются в предложении сотрудникам разных благ вроде кафетерия, льгот или йога-марафонов, считая, что это повысит производительность труда.

Ни массаж, ни капсулы сна не решат проблемы сотрудника и тем более не снизят потери бизнеса. Нужно в первую очередь внедрять проверенные программы благополучия для рабочих мест», – считает эксперт.

Согласна с Александром Штульманом и Кира Бубнова, президент Well-Being Academy. «У нас получается, что многие программы благополучия основываются не на потребности сотрудников, а на интуиции HR-подразделения. Но если в компании трудится больше 200-300 сотрудников, HR уже не в состоянии досконально узнать потребности каждого сотрудника.

Тут могут понадобиться экспертные данные. И вот эту аналитику мало кто выясняет. Фактически идет бессмысленное массовое заваливание сотрудников льготами, которое не только не улучшает внутреннее, ресурсное персонала, но иногда даже усугубляет их или отвлекает от работы», – объясняет она.

Равнение на госкорпорации
Безусловно, есть среди большинства и те, кто достойно справляется с развитием wellbeing-программ. Кира Бубнова примером для подражания считает крупные госкорпорации, например, Росатом. Их проекты могут нередко лишены «красивой обертки», но они подходят к задаче комплексно и структурно.

В «Корпоративном здоровье», накоплена очень ценная экспертиза во внедрении Программы вмешательства в злоупотребление алкоголем на рабочих местах.

Такие программы впервые появились в США в 1940-х. Их развитие привело к тому, что потери экономики США снизились с 392 млрд. долларов в 1992 году до 227 млрд. долларов в 2017 году, что доказывает их эффективность.
Такая экономия связана с сокращением злоупотребления алкоголем и, соответственно, снижением количество несчастных случаев и травм, числа дней на больничном, текучести кадров и потери опытных работников. Помимо такого влияния на бизнес, подобные программы оказывают колоссальное влияние на сообщество, обеспечивая высокую КСО.

Программа дает возможность выявить людей, злоупотребляющих алкоголем на ранних стадиях, до того, как это становится очевидно, и, помимо дисциплинарных мер направить их в службу оценки и решения проблем (Программа Поддержки Сотрудников), чтобы решить проблемы с зависимостью.

Такая программа позволяет руководителям сосредоточиться на критериях выполнения работы и соблюдения политик компании работниками, так как освобождается от необходимости вовлекаться в личные проблемы сотрудников и тратить время на несвойственные своей должности функции и в случае нарушений.

Интересно, что как в развитых странах, так и в России при таком подходе более 80% работников, которым руководители предложили такую помощь, добровольно обращаются в программу и, следуя рекомендациям специалиста, начинают работать по программе Анонимных Алкоголиков, постепенно решая не только рабочие, но и личные проблемы.

Какие данные покажут уровень благополучия персонала и как их собрать
Итак, чтобы понять, «едет ли телега», надо разработать систему аудита программы благополучия – определить методы, которые буду использоваться, периодичность замеров, определиться с командой, которая будет выполнять эту функцию.

Существует множество тестов и опросников, по результатам которых HR может составить «тепловую карту» благополучия персонала – тест, определяющий уровень стресса, вовлеченности и счастья, степени оптимизма, состояния EQ и т.д. Глобальные исследования проводятся, как правило, один раз в год и эту миссию, конечно, лучше доверить системному провайдеру.

В регулярном режиме рекомендуется использовать пульс-опросы. «Их можно проводить хоть каждый день, но чтобы получить объективную аналитику важно правильно составлять вопросы, – говорит Кира Бубнова. – Он должны быть конкретными. В противном случае HR получит так называемый опрос настроения, а оно, как известно, может меняться несколько раз в день».
Если решено собирать данные собственными силами, придется разработать тест, который позволит выяснить удовлетворенность сотрудников по пяти ключевым аспектам.

· Физическое здоровье;
· Психическое (ментальное) здоровье;
· Карьера;
· Финансы;
· Среда.

Вопросы рекомендуется составлять лаконичные и четкие, без двусмысленных трактовок и двоечтений. Это очень ювелирная задача – HR должен выяснить уровень благополучия сотрудника по всем направлениям, не нарушая личных границ.

При разработке концепции важно, чтобы за креативными идеями не потерялись базовые, фундаментальные нюансы – именно они становятся гарантом эффективности кейса. Придерживайтесь трех правил:

1. Не внедряйте сразу много изменений. Это может привести к снижению вовлеченности и даже сопротивлению персонала.

2. При этом программа должна постоянно функционировать. Системность – важное условие, влияющее на результаты метрик.

3. Уделяйте внимание всем блокам wellbeing-программы в равной степени.
Понравилось? Поделитесь с друзьями
И давайте обсудим
Узнавайте первыми о новых статьях
Оставьте свой Email и узнавайте первыми о новых статьях журнала ДВИЖ. Без спама и рекламы.