Как подобрать онлайн-курсы и не попасться на крючок инфоцыган?
Что нужно знать о дистанционном образовании, чтобы не потерять деньги и время
На долю образования в мире приходится более 6% мирового ВВП, что делает отрасль одной из крупнейших в мире. А учитывая усиливающийся общемировой образовательный тренд, направленный на процесс непрерывного образования (lifelong learning), каждый житель России является действующим или потенциальным потребителем платных образовательных услуг.
Но как разобраться в качестве всевозможных предложений, которыми перенасыщен интернет? На этот вопрос отвечает профессиональный методолог, основатель образовательной платформы «Школа смыслов», разработчик курсов повышения квалификации для педагогов и управленческих кадров, Диана Гладких.
Елена Шамаева
Автор
Онлайн-образование – это серьезно и перспективно
До пандемии в России к онлайн-образованию многие относились не вполне серьезно, рассматривая его как дополнение к основному очному образованию. И, несмотря на то, что в «Законе об образовании в Российской Федерации» были прописаны такие форматы, как электронное обучение, дистанционное образование, многие на него не обращали внимания. Полагали, что учиться можно только очно, убежденные в том, что только этот формат может дать качественный результат.
Разгар пандемии показал, что в обществе пришла острая необходимость перехода на онлайн-обучение, а дистанционное образование может успешно существовать. Поначалу у многих это вызвало протест, причиной которого являлась простая неподготовленность к новому формату передачи и получения знаний: ни педагоги, ни студенты, не были к нему готовы. Они не привыкли работать с виртуальными платформами обучения.
Надо признать, на первых порах действительно было допущено много ошибок, связанных с отсутствием практических навыков передачи материалов в новом виде, что укрепило за онлайн-образованием статус некачественного обучения.
Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых статьях и участвовать в интересных обсуждениях
Рынок инфобизнеса
Но в новых реалиях, параллельно всеобщему сопротивлению дистанционной формы обучения, активно развивался рынок инфобизнеса. Речь идет о продаже обучающей информации в онлайн-формате. К сожалению, продаже любой информации и любого качества.
Предприимчивые организаторы «тяп-ляп курсов» изрядно подпортили репутацию онлайн-технологий в образовании, а в обществе им за это быстро приклеили ярлык - инфоцыгане.
Могут ли быть эффективными онлайн-курсы?
Онлайн – это только формат. Поэтому если он организован грамотно, если преподаватель понимает, для чего он это делает и профессионально использует те или иные решения, то результат дистанционного обучения не будет отличаться от очного формата. Сейчас мы всё больше знакомимся с онлайн-технологиями и видим, насколько они удобны. Нужно пересмотреть свои взгляды и принять, что обучение на расстоянии – это, как минимум, не опасно и не подозрительно. Это вопрос компетентности самого эксперта как носителя знаний. Ведь некачественную образовательную услугу можно получить и при очном обучении.
Чему можно и чему нельзя научиться на онлайн-курсах?
Если программа составлена грамотно, то научиться можно всему. Особенно, когда в нашу жизнь пришли технологии дополненной виртуальной реальности, форматы смешанной реальности. Ведь, если осуществлять самостоятельно хирургические операции можно только после оффлайн-обучения, то с точки зрения тренировочной, виртуальные технологии позволяют изучить технику, операционные подходы и т.д. и дистанционно повысить уже имеющиеся фундаментальные знания, полученные в процессе очного образования.
Но с другой стороны, помимо технических возможностей, есть специальные документы, которые четко регламентируют, какие профессии не могут быть реализованы с помощью только дистанционных технологий.
Поэтому любые образовательные продукты, к которым относятся интернет-курсы, должны соответствовать требованиям, прописанным в Законе об образовании РФ.
Онлайн-формат позволяет «прикоснуться» к любым экспертам и преподавателям не только в любом городе, но и в любой стране, в удобное для студента время.
На онлайн-курсах мы можем брать полезную информацию в структурированном виде, но практического навыка не получим. Например, активно развиваются курсы маникюра, хотя это обучение чисто механическим действиям. На рынке много курсов по личностному росту, люди не всегда идут за профессией, многим нужно вдохновение.
Как распознать курсы от «инфоцыган»
Во-первых, это курсы, которые продают знания, не принадлежащие эксперту, когда курсы создаются на основе информации, полученной из интернета. Собирается «команда продукта»: продюсеры привлекают актеров, которые читают заготовленный текст, манипулируя аудиторией, дают домашние задания и в дальнейшем самих учеников сопровождают кураторы, зачастую не имеющие никакого отношения к этому продукту, знаниям и эксперту. Вот такие курсы не только бессмысленно проходить, но и вредно. Это сборная солянка того, что по своему видению насобирала на просторах всемирной сети предприимчивая команда.
Что такое качественное онлайн-образование, а что подделка?
Рынок онлайн-образования очень сильно изменил сами критерии оценки качественного и некачественного онлайн-образования. Обучение бизнесу будет всегда эффективно именно у практика, у предпринимателя, который прошел через весь путь, чем у теоретика, который преподает бизнес-технологии в Университете.
Такой образовательный контент может быть неидеальным с точки зрения педагогического инструментария, но он даст реальные результаты слушателям.
Поэтому при выборе важно обращать внимание на экспертность автора, на его опыт, отзывы аудитории, репутацию преподавателя на рынке онлайн-образования. Открытое пространство дает сейчас такую возможность.
Юридическая защита от курсов «инфоцыган»
Рынок онлайн-образования с юридической точки зрения стал более защищен и при покупке интернет-курсов важно внимательно прочитать оферту - предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора. Если курс направлен именно на обучения вас заработку и приемам получения прибыли, то такой курс не попадает под «Закон по защит прав потребителей». Вернуть деньги за него или предъявить претензии на некачественное обучение будет очень сложно.
Перечень профессий, по которым не допускается онлайн-обучение
Перечень профессий среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22).
⚪ Математические и естественные науки; ⚪ Гидрометнаблюдатель; ⚪ Инженерное дело, технологии и технические науки; ⚪ Мастер столярно-плотничных и паркетных работ; ⚪ Слесарь по ремонту оборудования электростанций; ⚪ Лаборант-эколог; ⚪ Изготовитель мороженого; ⚪ Повар, кондитер; ⚪ Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; ⚪ Пчеловод; ⚪ Младший ветеринарный фельдшер; ⚪ Науки об обществе; ⚪ Социальный работник; ⚪ Гуманитарные науки; ⚪ Делопроизводитель; ⚪ Секретарь-машинистка; ⚪ Секретарь-стенографистка; ⚪ Искусство и культура; ⚪ Ювелир; ⚪ Младший ветеринарный фельдшер; ⚪ Науки об обществе; ⚪ Социальный работник; ⚪ Гуманитарные науки; ⚪ Делопроизводитель; ⚪ Секретарь-машинистка; ⚪ Секретарь-стенографистка; ⚪ Искусство и культура; ⚪ Ювелир.
Понравилось? Поделитесь с друзьями
И давайте обсудим
Узнавайте первыми о новых статьях
Оставьте свой Email и узнавайте первыми о новых статьях журнала ДВИЖ. Без спама и рекламы.