Не менее важный вопрос - растет или падает доход сотрудников в результате технического прогресса?
Заработная плата, как утверждает традиционная экономическая теория, определяется спросом и предложением. Когда работа требует специальных навыков, оплата увеличивается, потому что удовлетворить спрос на эти компетенции смогут далеко не все кандидаты. Это объясняет, почему пилоты, например, зарабатывают больше, чем сантехники, а биоинженеры больше, чем кассиры. От пилотов требуется немало специализированных, узких знаний, чем от сантехников, а биоинженеры менее многочисленны, чем кассиры.
Американский экономист Алан Крюгер был
убежден в том, что автоматизация приведет к значительному увеличению дохода специалистов. Свою теорию он доказывал тем, что подкованные в компьютерах представители рабочих профессий, которые осваивали, а затем обеспечивали бесперебойную работу автоматизированных систем, получали на 10-15% больше, чем их неграмотные коллеги. А Джеймс Бессен
предположил, что за последние два столетия заработная плата выросла в 10 раз именно благодаря технологическому прогрессу.
Боты вполне могут повысить заработную плату, но они также могут и обвалить ее. Дарон Аджемоглу из MIT и Паскуаль Рестрепо из Бостонского университета недавно
обнаружили, что работники, уволенные после того, как в компании были внедрена автоматизация, вынуждены конкурировать с другими работниками за любые оставшиеся вакансии. Часто они идут в совершенно другой сегмент бизнеса, туда, где пока роботизация не достигла максимального размаха. Это приводит к снижению заработной платы, поскольку в какой-то отрасли бизнеса будет наблюдаться переизбыток соискателей.
Таксисты в Лондоне когда-то могли получать солидную надбавку к зарплате. Стать одним из них было нелегко. Потенциальные таксисты должны были продемонстрировать энциклопедическое владение лондонскими улицами, и мало кто мог это сделать. Результатом стало повышение заработка таксистов: дефицит порождает ценность. Но тут появился Uber. Компания оснащает своих водителей приложением для смартфонов, которое предоставляет пошаговые инструкции о том, куда ехать и как туда добраться максимально удобным маршрутом. Достопримечательности, названия улиц и маршруты-все это продумано до мельчайших деталей.
Это должно принести пользу начинающим таксистам. И это произошло. С момента своего появления в Лондоне в 2012 году Uber создал рабочие места для более чем 40 000 водителей. Но, устранив потребность в специальных знаниях, упростив перевозку пассажиров, приложение также устранило потребность в энциклопедическом мастерстве, которое исторически требовало надбавки к заработной плате. Каков результат? Обвинения (и множество судебных разбирательств в придачу) в том, что компания
не доплачивает своим водителям.