Журнал про деньги и не только
Как «вылечиться» от чрезмерного потребления и сэкономить бюджет?
Советы финансового консультанта по оптимизации расходов
Кризисные времена – тот период, когда приходит пора задуматься – чем обусловлены наши решения потратить средства на тот или иной товар или продукт – объективной необходимостью или «потребительской привычкой?

Елена Бобкова
эксперт сервиса «Финансовое здоровье» НЦФГ
Философия потребления в XXI веке стала ведущей во многих развитых странах, не обошла она стороной и Россию. Изменение системы ценностных ориентиров повлекло за собой трансформацию жизненного уклада – со смещением акцентов в сторону глобального потребления. Простой цикл «карьера – рост дохода – рост потребления новых товаров»
уже доказал свою ошибочность.

Рассмотрим простой пример: в сознании многих российских автовладельцев была сформирована модель – примерно раз в три-четыре года менять автомобиль на новый, желательно, более статусный. Алгоритм замены для всех был прост и понятен: автокредит, программы лизинга, Trade-In.

Однако в последнее время привычная схема дала сбой. Каково сейчас приходится владельцам статусных иномарок, думаю, знает уже каждый – нет запчастей, расходники и комплектующие «взлетели» в цене больше, чем в два раза, начались проблемы с КАСКО и т.д. В результате желанный автомобиль становится «памятником потребителю», ведь эксплуатировать его слишком дорого, а продать, даже за ту же цену, уже не получится.
Все новости — в нашем Телеграм
Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых статьях и участвовать в интересных обсуждениях
И таких примеров, когда реальная потребность человека подменяется искусственно сформированной, достаточно много.

Доступный потребительский кредит приучает человека тратить больше, чем он зарабатывает. А культура потребления, доминирующая в обществе, заставляет приобретать гораздо больше, чем необходимо для жизни. Потребительская гонка «съедает» ограниченные жизненные ресурсы человека, не позволяя «вырваться» из перманентного стрессового состояния.

Определить, насколько «запущена» у человека «болезнь» потребления, несложно. Проанализируйте структуру своих расходов за последние три месяца. По каждой статье расходов задайте себе вопрос «зачем я приобрел именно эту вещь/товар/продукт»? Какую ценность мне дало это приобретение? Запишите свои ответы, а затем, спустя сутки, проанализируйте их.

Приведу простой пример. Допустим, вы после работы приобретаете себе немного копченых деликатесов для того, чтобы съесть на ужин или завтрак. Кажется, что эта покупка действительно нужна, так как обеспечит пищей. На самом деле мотивация покупки лежит глубже – покупка продуктов не просто удовлетворит голод, она необходима для того, чтобы получить удовольствие от завтрака или ужина. Такая схема «работает», если вы покупаете только для себя. Сложнее увидеть реальную мотивацию, если аналогичные покупки делаются для семьи, особенно детей и пожилых родственников. Но поняв истинную мотивацию действия, вы сделаете первый шаг к излечению от чрезмерного потребления.

Вернемся к примеру с закупкой копченых деликатесов. Постарайтесь понять, какие продукты приносят вам удовольствие от потребления и, главное, почему? Это вкусно или, к примеру, статусно («Не каждый может себе позволить»). Дальше надо структурировать свой рацион так, чтобы было и вкусно, и полезно, но без лишних ежедневных расходов. Основная задача, требующая решения, заключается в том, чтобы вы смогли подобрать аналоги, сохраняющие ощущение удовольствия.

Осознанность при принятии решения о необходимости потратить денежные ресурсы на тот или иной товар – основа для лечения потребительской болезни.

Следующий тактический шаг в этом направлении – поиск альтернатив, создающих прежний результат душевного равновесия.

Аналогичный подход можно использовать при анализе необходимости приобретения вещей, начиная с одежды и обуви и заканчивая крупногабаритными вещами.

Чем больше вещей вас окружает, тем больше сил и времени вы тратите на уход и обслуживание. А это – тоже расходы, – и материальные и, что самое главное, временные. Ведь для современного активно работающего человека время – наивысшая ценность.

Далее, с помощью тщательного анализа статей расходов, определяете статьи трат «впустую». Яркий пример – траты на голосовую сотовую связь. Проанализируйте записную книжку. Сколько ваших абонентов не пользуются смартфоном, а используют простой сотовый телефон, на котором не установлены мессенджеры? А скольким абонентам вы звоните исключительно на стационарный телефон? Единицам, не так ли? А значит – большинству абонентов вы можете звонить через мессенджеры, не забывая при этом использовать wi-fi, находясь в помещениях.

Свой список пустых трат составить достаточно легко. Нужно лишь задать себе вопрос: «А вот этой траты можно избежать?» А потом найти способ, «как» нивелировать эти расходы.

Эти нехитрые советы позволят вам не только отказаться от чрезмерного потребления, оптимизировав личный бюджет, но и сохранить душевное равновесие в динамично меняющихся экономических условиях.

Новые времена ставят не только новые вызовы, но и заставляют обычного обывателя менять привычные и уютные жизненные схемы. Лучше это сделать самому, раньше и менее болезненно, чем дожидаться момента, когда жизнь это сделает за вас.
Понравилось? Поделитесь с друзьями
И давайте обсудим
Узнавайте первыми о новых статьях
Оставьте свой Email и узнавайте первыми о новых статьях журнала ДВИЖ. Без спама и рекламы.