Журнал про деньги и не только
От зарплаты до зарплаты

Как научить сотрудника «дружить» с деньгами

Не всегда люди находятся на мели, потому что недостаточно зарабатывают. Видели телевизионные репортажи, как у несчастной бабушки украли все сбережения… в сумме двух-трех миллионов рублей? Обычно такие новости, кроме сострадания, вызывают искреннее удивление. Ну как пожилой человек, живущий на скромную пенсию, может накопить такую сумму, тогда как работающие люди с более существенными доходами живут буквально от зарплаты до зарплаты?

Татьяна Руппель
Редактор
Да, надо признать, поколение беби-бумеров умеют жить по средствам, откладывать на черный день, осознанно подходят к тратам и планированию бюджета. Все эти навыки сформировались в процессе «босоногого детства», когда в продуктовых магазинах пустые полки были нормой, а чтобы приобрести чайный сервис нужно было заранее разузнать, когда его завезут в магазин, и постоять в очереди несколько часов.

Игреки и зеты родились и выросли в эпоху избыточного потребления. Товарное изобилие и отсутствие дефицита, по сути, привели к отмиранию навыка жить экономно. Торговые центры завалены продукцией на любой кошелек, интернет-магазины предлагают покупателям ассортимент, включающий десятки тысяч наименований. Без хлопот можно сделать заказ из Китая или США. Мало, кто удержится от неконтролируемого желания «спустить» деньги на очередную покупку. Нередко желание потранжирить преобладает настолько, что люди берут кредиты или микрозаймы. Кстати, в 2019 году немецкие ученые выступали с призывом признать шопоголизм формой психического расстройства.

Очевидно, что современное человечество необходимо учить правильным взаимоотношениям с деньгами, копить и приумножать личный капитал. И в этом может помочь бизнес.

Как найти финансово неблагополучных сотрудников

«Финансовое счастье» является важной составляющей для любого человека. Отсутствие материальных забот позволяет человеку глубже погружаться в рабочие задачи, вовлеченно их решать, креативить, генерировать бизнес-идеи, заниматься саморазвитием. Люди, не испытывающие финансовых проблем, реже страдают хроническими заболеваниями, меньше испытывают стресс и депрессию. Другими словами, для работодателя это самые ценные кадры. Поэтому финансовое благополучие, наряду с физическими и эмоциональным, становится важной задачей для HR-подразделения.

Прежде чем разработать стратегию поддержки, придется провести тщательное исследование, сегментировать персонал и выявить группу риска – сотрудников, едва сводящих концы с концами, которым нужно оказать помощь в первую очередь. Как правило, делают это с помощью серии пульс-опросов – регулярных коротких анкет, которые рассылаются сотрудникам с просьбой дать лаконичные ответы. Проводить их нужно системно и регулярно. Вопросов не должно быть много и лучше, если они будут требовать лаконичных коротких ответов (или готовых). Помимо вопросов “в лоб”, вроде “Хватает ли вам зарплаты” в анкету следует включать второстепенные. Например, такие:

1
Посещаете ли вы хотя бы раз в месяц театр, кинотеатр или другие культурные заведения?
Да

Нет, мне это не интересно

Нет, у меня не хватает на это средств
2
Сколько раз в месяц ужинаете в кафе или ресторане?
Более 10 раз

От 5 до 10 раз

От 1 до 5 раз

Не хожу, так как люблю домашнюю пищу

Не хожу, так как это дорого
3
Предпочитаете проводить отпуск путешествуя или дома, лежа на диване?
Обязательно путешествую, даже если приходится копить

Обязательно путешествую, даже если приходится брать кредит

Предпочитаю пассивный отдых дома/на даче

Не путешествую, так как на это нет денег
4
Есть ли у вас автомобиль?
Да

Да, выплачиваю за него кредит

Не нуждаюсь в автомобиле

Нет, но коплю на него
5
Вы пользуетесь кредитными картами?
Да, изредка

Да, постоянно

Нет, предпочитаю копить
6
Испытываете ли вы жилищные проблемы?
Да, снимаю

Да, выплачиваю ипотеку

Нет
7
Есть ли у вас увлечения?
Да

Нет, на хобби требуется немало денег

Нет, на хобби нет сил и времени
8
Переводите ли вы средства в благотворительные фонды?
Иногда

Регулярно

Никогда, самому/самой бы кто помог

Никогда, не считаю это благом
9
Посещаете ли вы спортзал?
Да, постоянно

Да, иногда

Хотел бы, но не хватает средств

Нет, не люблю спорт
Вопросы могут быть и другие, тоньше и глубже. Результаты исследования за несколько периодов накладываются друг на друга, что дает возможность «подсветить» членов команды, которые периодически оказываются в финансовой яме. Эту работу компания может реализовать своими руками, но если возможности позволяют лучше довериться провайдеру, у которого уже есть разработанная методология, навыки обработки и систематизации больших данных, экспертиза в предиктивной аналитике.
Следующим этапом необходимо разработать дорожную карту проекта, где будут описаны мероприятия, которые будут способствовать повышение финансовой грамотности персонала. Во-первых, надо выстроить систему обучения. В рамках образовательного процесса рекомендуется раскрыть актуальные вопросы по теме личного капитала. К примеру, такие:
1
Что такое финансовый план, зачем он нужен и как его грамотно составить.
2
Как благодаря плану осуществить бытовые цели с большим ценником: приобрести новый автомобиль или улучшить жилищные условия, сделать в квартире ремонт или купить туристическую путевку.
3
Как выбрать банк, где выгодно не только держать деньги, но и приумножить накопленную сумму.
4
Топ мошеннических схем, которые используются преступниками чаще всего для того, чтобы завладеть денежными средствами.
5
Как законно не платить налоги и что нужно знать о кешбеке, чтобы приумножать личный капитал.
6
В какие ценные бумаги и акции инвестировать, чтобы, как минимум, не потерять деньги. 
7
Какие инструменты помогут управлять личным бюджетом и уберегут от лишних трат.
8
Какие подходы позволят снизить кредитную нагрузку.
9
Что предпринять, чтобы обеспечить себя достойной пенсией.
10
Что надо знать о страховании финансовых рисков и целесообразно ли это делать.
Учтите, что обучение финансовой грамотности - не рекламная кампания. Если в лекции будут «вшит» пиар конкретных продуктов, пострадает вся система обучения, поскольку не вызовет у сотрудников ни доверия, ни интереса. Параллельно с курсами и семинарами, можно организовать консалтинг сотрудников по финансовым вопросам. Но опять-таки, тут важно предоставить обзорную информацию по различным возможностям, объяснить преимущества и недостатки каждого решения, а не подталкивать к какому-то конкретному действию.

После завершения обучения полезно повторить пульс-опросы. Это позволит оценить эффективность курса и скорректировать план занятий, в случае необходимости.

Во многих компаниях сформирована корпоративная библиотека, которой может воспользоваться сотрудник в любое время. Обязательно добавьте туда литературу по финансовой грамотности.

В эпоху тотальной диджитализации странно не применять цифровые решения при планировании личного бюджета. Проводите мастер-классы по использованию программ и приложений, с помощью которых сотрудник сможет облегчить распределение своих доходов и контролировать расходы.
Кому доверить обучение финансовой грамотности в компании?
Конечно, можно сделать ставку на внутренних тренеров, если в компании есть специалисты, глубоко разбирающиеся в финансовой тематике. В целом, это редкость, поэтому чаще всего для освоения этой темы привлекают внешних экспертов. Кстати в 2019 году под эгидой Министерства финансов РФ была запущена программа, в рамках которой эксперты проводят бесплатные корпоративные семинары для сотрудников на рабочих местах. За первый год ее реализации удалось организовать обучение финансовой грамотности в более 1500 компаний из 69 регионов. Среди них «Сибур», «Автодор», «Евраз», «Татнефть», «Ленэнерго», АО «Корпорация тактического ракетного вооружения», «Лента», «М.Видео», «Эльдорадо», «Северсталь» и др.

Сотрудники могут быть полезны в качестве амбассадоров. Посмотрите еще раз на результаты пульс-опросов и выберете тех, кто выстроил гармоничные взаимоотношения с деньгами, умеет жить по средствам, сохраняя при этом баланс жизни и отдыха. Организуйте митап и попросите их рассказать коллегам о своем опыте финансового планирования.