Виталий Сытников, HRD Open Group, убежден, что вопрос мошенничества (кража материалов, готовых продуктов, финансовые махинации) зачастую лежит в плоскости процессов. “На практике работодатель сам дает повод к "открывающимся возможностям". Не прозрачные процессы, не систематичное проведение аудитов и инвентаризаций, не подписанные должностные инструкции и договоры материальной ответственности - все это в совокупности рождает соблазн для персонала и обеспечивает те самые "возможности", - говорит глава HR-направления Open Group. - На своем опыте встречался с несколькими кейсами мошенничества - как на производстве, так и в продажах. Расскажу о возможных привинтивных мерах, которые мы предпринимали. Первый барьер - рекрутмент. Конечно, по итогам собеседования, клеить ярлык "потенциальный вор" максимально не профессионально. Но вычленять группы риска по направлениям (например склады, логистика и т.д.), подробно изучать документы и биографию, собирать рекомендации, привлекать СБ, проверять ценностно-мотивационный профиль, позволит на этапе отбора отсечь какую-то часть потенциальных злоумышленников. Дальше идет большой блок кадровой работы - сотрудники должны четко понимать степень материальной ответственности, применение к ним норм административного и уголовного кодексов в случае корпоративного мошенничества. Разумеется, должен быть выверенный tone of voice, чтобы не столкнуться с демотивацией к работе”.
Руководитель по персоналу РОСТЕСТА Анастасия Щеколдина также отмечает, что нечистые на руку сотрудники чаще встречаются в недобросовестных компаниях. “В моей практике такие истории наблюдаются в компаниях серых и черных. Там, где много разных финансовых схем, а руководство не слишком печется о соблюдении договоренностей. Естественно, сотрудник считает, что сам может взять то, что ему обещали, но не дали. Зачастую на корпоративное мошенничество идут сотрудники, у которых не удовлетворены базовые потребности, вроде достойного заработка. Но работодатель может снизить риски, если будет грамотно выстраивать HR-процессы, особенно фокусируясь на рекрутинге, адаптации, вовлечении и мотивации” - заключила HRD Ростест.
Даже при ограниченном бюджете можно внедрить множество нематериальных инструментов мотивации и вовлечения. Причем это особенно важно именно в периоды неопределенности – все эти привилегии дадут понять персоналу, что бизнесу важны люди, что бизнес всеми возможными средствами готов заботиться о персонале.
Развивайте культуру публичной благодарности сотрудникам, внедряйте формат регулярных завтраков с инвестором или генеральным директором. Это придаст персоналу ощущение сопричастности к большому и важному делу, сформирует невидимый внутренний барьер, который оградит даже от мыслей о противоправных действий.
Вопрос индексации и регулярного повышения зарплаты, безусловно, сложный, не каждой компании доступный. Но если поднять уровень дохода не всегда возможно, то обеспечить людей деньгами просто – достаточно подключиться к сервису pay on demand, благодаря которому сотрудники смогут получать заработанные деньги не традиционно два раза в месяц, а в любой день.
Персонал не будет совершать рискованных преступлений, если им есть что терять. Такова человеческая сущность. Поэтому так важно создавать в компании принимающую среду, где приятно работать, где команда свою задачу видит не как выполнение конкретно собственного функционала, а как достижение конечного результата.