Более 65% респондентов не ощущают дискомфорта из-за ухода зарубежных брендов и сервисов с российского рынка. При этом 58% из них — респонденты в возрасте 18-34 лет, 24% — люди от 35 до 54 лет, 18% — старше 55 лет. Они сообщили, что уже нашли замену привычным маркам и рассматривают ситуацию как возможности для развития экономики.
Интересно, что наиболее равнодушными к уходу известных брендов оказались Сибирский и Уральский федеральные округа, а самыми обеспокоенными — Москва и Северо-Кавказский федеральный округ.
Быстрее всего 77% россиян нашли замену стриминговым платформам для просмотра фильмов и сериалов. На втором месте сервисы для прослушивания музыки (68%), на третьем — социальные сети (54%). Далее следуют e-commerce платформы (47%) и образовательные платформы (42%). Замыкают список сервисы для бронирования отелей, авиабилетов и организации путешествий (33%).
Кроме того, 56% участников исследования сообщили, что легче всего обошлись без зарубежных премьер в кинотеатрах. А вот по концертам зарубежных музыкальных звезд и авторскому контенту стриминговых сервисов будут скучать 24% и 20% респондентов соответственно.
Подорожание продовольственных товаров почувствовала значительная доля россиян. Больше всего они ощутили рост цен на медикаменты (42%), продукты (22%), одежду (16%), бытовую технику (12%), косметику, парфюмерию, хозтовары (8%). Увеличение цен на детские товары тревожит 83% россиян.
Кстати, более 83% респондентов положительно относятся к параллельному импорту. Около 23% уверены, что надо создавать копии известных брендов, хотя 34% считают идею хорошей, но вряд ли осуществимой. Примерно 43% россиян заявили, что России необходимо развивать собственные бренды в освободившихся на рынке нишах.