Авторы исследования отмечают, что пакет социальных льгот и гарантий традиционно состоит из двух категорий – опций, прописанных в ТК РФ, и тех, что работодатель предлагает добровольно по собственной инициативе. Объем обязательных гарантий и льгот за последние 20 лет формально не изменился. Однако случаи проблем с получением сотрудниками положенных привилегий встречаются нередко. Каждый седьмой работник сталкивается с отказом оплатить больничный лист или отпуск, каждый четвертый вынужден буквально отстаивать свое право на оплачиваемый отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком.
С так называемыми «добровольными» гарантиями дело обстоит еще печальнее – ежегодно работодатели сокращают перечень льгот. В частности, доля сотрудников, которым компания оплачивает путевки в санатории или дома отдыха, уменьшилась с 44,2% до 15,8%, а тех, кому предоставляется ДМС - с 37,7% до 16,6%. Процент персонала, получавший дотацию на транспорт уменьшился с 14,4% до 8,1%. А корпоративные программы кредитования на ремонт или строительство и вовсе практически прекрыли – сейчас такой возможностью могут воспользоваться всего лишь 2,5%. Для сравнения, в 2000 этот показатель составлял 14%. С 13,5% до 3,1% упал объем работников, которым работодатели оплачивали место для ребенка в детском саду. Существенно снизилось и число тех, кого обеспечивают бесплатным или льготным питанием – сейчас таких насчитывается 9,5% против 14,9% в 2000.
При этом обучение персонала по-прежнему остается важным фокусом для работодателя. Так, учиться за счет компании имеют возможность 20–25% сотрудников. Ключевая причина тенденции заключается в масштабном распространении такой формы занятости, как удаленка. Во-первых, многие опции соцпакета на дистанте становятся попросту неактуальными. Во-вторых, сами сотрудники зачастую готовы отказаться от льгот и гарантий, ради возможности трудиться дистанционно. Это подтверждает исследование SuperJob, представленное в августе 2021 года.
Между тем, «подтягивать» навыки и компетенции персонала – стратегическая задача для бизнеса, который так стремительно трансформируется, что постоянно нуждается в талантливых людях, которые сегодня знают и умеют больше, чем вчера. Поэтому в ближайшее время бюджеты на корпоративное образование будет увеличиваться, считают эксперты.