Новости

«Худо-бедно»: из соцпакета один за другим исчезают льготы и компенсации

Объем социальных льгот и гарантий, которые работодатели предоставляют персоналу, сокращается год от года, говорится в исследовании Высшей школы экономики и Института социологии РАН. В частности, доля сотрудников, которым доступна корпоративная медицина, питание и транспорт, начиная с 2000 года сократилась почти в два раза. При этом доступность корпоративного образования, например, не изменилась. Эксперты предполагают, что социальный пакет продолжит «худеть», тогда как развитие персонала, наоборот, станет одним из приоритетных инструментом мотивации.


Авторы исследования отмечают, что пакет социальных льгот и гарантий традиционно состоит из двух категорий – опций, прописанных в ТК РФ, и тех, что работодатель предлагает добровольно по собственной инициативе. Объем обязательных гарантий и льгот за последние 20 лет формально не изменился. Однако случаи проблем с получением сотрудниками положенных привилегий встречаются нередко. Каждый седьмой работник сталкивается с отказом оплатить больничный лист или отпуск, каждый четвертый вынужден буквально отстаивать свое право на оплачиваемый отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком.

С так называемыми «добровольными» гарантиями дело обстоит еще печальнее – ежегодно работодатели сокращают перечень льгот. В частности, доля сотрудников, которым компания оплачивает путевки в санатории или дома отдыха, уменьшилась с 44,2% до 15,8%, а тех, кому предоставляется ДМС - с 37,7% до 16,6%. Процент персонала, получавший дотацию на транспорт уменьшился с 14,4% до 8,1%. А корпоративные программы кредитования на ремонт или строительство и вовсе практически прекрыли – сейчас такой возможностью могут воспользоваться всего лишь 2,5%. Для сравнения, в 2000 этот показатель составлял 14%. С 13,5% до 3,1% упал объем работников, которым работодатели оплачивали место для ребенка в детском саду. Существенно снизилось и число тех, кого обеспечивают бесплатным или льготным питанием – сейчас таких насчитывается 9,5% против 14,9% в 2000.


При этом обучение персонала по-прежнему остается важным фокусом для работодателя. Так, учиться за счет компании имеют возможность 20–25% сотрудников. Ключевая причина тенденции заключается в масштабном распространении такой формы занятости, как удаленка. Во-первых, многие опции соцпакета на дистанте становятся попросту неактуальными. Во-вторых, сами сотрудники зачастую готовы отказаться от льгот и гарантий, ради возможности трудиться дистанционно. Это подтверждает исследование SuperJob, представленное в августе 2021 года.  

Между тем, «подтягивать» навыки и компетенции персонала – стратегическая задача для бизнеса, который так стремительно трансформируется, что постоянно нуждается в талантливых людях, которые сегодня знают и умеют больше, чем вчера. Поэтому в ближайшее время бюджеты на корпоративное образование будет увеличиваться, считают эксперты.