Журнал про деньги и не только

Wellbeing есть, вовлечённости нет

Значит в стратегии благополучия есть зона потерь
Забота о благополучии сотрудников — крайне модная тема во всех странах. Российские компании не отстают от общемирового тренда, однако далеко не у всех получается внедрить Wellbeing-программу, которая реально помогает людям изменить жизнь к лучшему.

Татьяна Руппель
Автор

Не хайп, а потребность

Интерес к теме благополучия объясняется объективными причинами. Во-первых, громче о Wellbeing заговорили после того, как в 2019 году на Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве выгорание официально было признано заболеванием. Новая версия каталога Международной классификации болезней вступает в силу 1 января 2022 года.
Какие риски это событие сулит бизнесу? Теоретически, любой сотрудник с симптомами профессионального выгорания может оформить больничный. Откровенно говоря, трудно представить, что россияне будут массово пользоваться такой возможностью отдохнуть — для нас типичнее ситуация, когда специалист больной ходит на работу. Но право сотрудника оформлять лист нетрудоспособности из-за выгорания может стать «дырой в бюджете» компании. И очень существенной.
Заниматься корпоративным благополучием стимулирует также общее снижение показателей вовлеченности и нарастание уровня стресса у персонала. Причем характерно это на всех уровнях организационной структуры.
Современный специалист работает в условиях многозадачности и больших объемов информации, которые надо максимально быстро обрабатывать, систематизировать, анализировать и выявлять взаимозависимости. Все это требует включенности в процесс и самоотдачи. Настолько большой, что на потом откладываются такие источники энергетической подзарядки, как увлечения, общение с близкими, сон и т. д. Бизнес же в итоге получает истощенного сотрудника, который работает в пол-оборота.
Безусловно, пандемия и последовавшая за ней удаленка ситуацию только осложнили, что подтверждается многочисленными аналитическими исследованиями. HeadHunter и медицинская компания «Доктор рядом» изучили влияние коронакризиса на самочувствие персонала и пришли к выводу, что 2020 стал годом эмоционального опустошения для большинства людей. «Больше половины работающих россиян находятся в состоянии эмоционального выгорания. Две трети стремятся тратить на работу как можно меньше времени, а каждый третий жалуется на плохое самочувствие» — говорит Мария Игнатова, руководитель службы исследований и аналитических проектов HeadHunter.
Вялый и инертный сотрудник не только никак не помогает росту бизнеса, но и объективно вредит. По результатам исследования Gallup стресс персонала на рабочем месте обходится мировой экономике в $ 8,1 трлн в год. Эксперты обнаружили, что 7 из 10 сотрудников испытывают эмоциональное выгорание или страдают на рабочем месте, а 80% признались, что работают на автомате, без вовлечения.

Почему не работает Wellbeing-программа

Комплексная программа благополучия сотрудников на рабочем месте включает в себя 5 ключевых направлений:

• Физическое здоровье;
• Ментальное здоровье;
• Карьера;
• Финансы;
• Среда.
Забота о благополучии персонала может стать действенным инструментом профилактики выгорания, благодаря которому активизируются скрытые источники энергии. Но получается это не у всех. По словам Юлии Сахаровой, директора HeadHunter по Северо-Западу, всего 27% компаний реализуют Wellbeing-программы. В большинстве случаев фокус работодателя направлен на улучшения рабочей среды: 74% опрошенных в рамках проекта обустраивают зоны кухни и приема пищи, а 62% респондентов активно пропагандируют принципы преемственности — формируют кадровый резерв, мотивируют персонал развивать свои навыки и компетенции. Многие работодатели развивают проекты по ментальному и физическому здоровью. Правда, особой креативностью они не отличаются — чаще всего деятельность сводится к стандартному пакету из ДМС, оплаты спортзала, установки настольного тенниса в офисе или совместным занятиям йогой. К примеру, штатный психолог работает в 8% организаций.
И уж совсем «выпадает» из комплексной стратегии заботы о сотрудниках блок по финансовому благополучию персонала. А ведь просвещенность в этом вопросе тоже влияет, а внутренне самочувствие и продуктивность. Около 40% стрессов связано с финансовыми проблемами, показало исследование компании GfK. А в рамках вышеуказанного исследования HeadHunter, каждый четвертый опрошенный признался, что зарплаты не хватает на удовлетворение основных нужд. Причем две трети работающего населения живут «от получки до получки» и не имеют никаких накоплений нет.
Казалось бы, такое нестабильное финансовое положение должно мотивировать сотрудников работать больше и качественнее, но, фактически, приводит к угнетению и потере продуктивности. Опрос Willis Towers Watson подтверждает прямую зависимость между финансовыми трудностями сотрудников и их производительностью труда. Персонал, испытывающий финансовые проблемы:

• отсутствует на работе на 41% больше времени;
• имеют более низкий уровень вовлеченности, чем их коллеги без материальных трудностей (51% против 29%);
• чаще сталкиваются с различными заболеваниями;
• менее продуктивны.
А по данным центра НАФИ, 37% сотрудников тратят больше 3 часов рабочего времени еженедельно на размышления о своем материальном положении.

Финансовое просвещение позволит решить многие материальные проблемы сотрудников: научит правильно распределять доходы, копить, инвестировать и т. д. Внутри компании можно организовать семинары, коуч-сессии, курсы. Приглашайте экономистов, аналитиков и финансовых консультантов для обзорных лекций на финансовую тематику.

Три условия, при которых работа по финансовому благополучию станет эффективной:

1
Она должна охватывать все вопросы финансового благополучия.
2
Она должна быть независимой. Избегайте ангажирования конкретных продуктов, банковских или инвестиционных предложений.
3
Она должна быть индивидуальной
Резюмируем, если работодатель заинтересован в людях, которые способны двигать бизнес вперед, генерировать идеи и выходить за границы своего функционала, то придется «окружить их заботой». Обеспечить не выборочную, а комплексную поддержку. И сейчас самое время помочь сотрудникам стать подкованными в вопросах личных финансов.